Система взаимного обучения и воспитания

Для Белоглазова ансамбль стал лабораторией, где многие годы проходил естественный педагогический эксперимент, отрабатывалась новаторская система взаимного воспитания и обучения. Система представляет собой живой, целенаправленный процесс художественно- эстетического образования детей, когда старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки.

В чём сущность методики «Взаимного воспитания и обучения»?

Включение всех учащихся в активную деятельность по организации и преобразованию своей жизни достигается коллективным творчеством, при котором старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки.

Отличительная черта методики в том, что организаторами воспитательного процесса являются в равной степени педагоги и учащиеся. Главное внимание сосредоточено на воспитании качеств личности, развитии волевой умственной и эмоциональной сферы ребёнка. Воспитание рассматривается в широком смысле, как организация жизнедеятельности детей, способ их жизни. Обучение же является одним из основных элементов воспитания.

Регулирующую роль в системе выполняют принципы: создание коллектива на основе личного участия детей в улучшении окружающей жизни; построение коллектива на принципах сменяемости всего актива; коллективного планирования, организации и анализа общих дел, отношений, поступков; воспитание с опережением на высоком уровне трудности и через преодоления трудностей, воспитание и развитие всех и каждого; соуправления и самоуправления; свободы выбора и самовыражения в деятельности; преемственности поколений с опорой на старших; самодеятельности, самоорганизации, самовоспитания, самоперевоспитания, самоответственности.

Основным методом воспитания является коллективное творчество учащихся, педагогов, родителей, когда все вместе планируют, продумывают дела, готовят и проводят мероприятия.

Важными элементами системы «Взаимного воспитания и обучения» являются: единый воспитательный центр — Совет ансамбля; соуправление (самоуправление) учащихся на принципах сменяемости актива; шефство (разновозрастное объединение) на принципах преемственности поколений, семейных отношений; клубные формы массовой организации детей; воспитание с опережением; сотрудничество.

Идея единого воспитательного центра в коллективе заключается в том, что нет отдельных самостоятельных органов управления — педагогических, ученических, родительских. Есть единый — Совет ансамбля, состоящий из педагогов, учеников и родителей. Совет избирается на год (воспитатели входят в него автоматически), собирается два раза в месяц, организует, направляет весь учебно-воспитательный процесс через сменный ученический актив первичных объединений (классов, групп, бригад, советов творческих дел). Совет работает по единому плану, составленному коллективно на учебный год. Возглавляет Совет председатель (учащийся, обязательно юноша), руководитель ансамбля (педагог), два заместителя председателя Совета — юноша и девушка. В структуре Совета 24 сектора, на равных из них действует объединение педагогов и родителей (на уровне секторов). Цели, содержание работы, права и обязанности ответственных за тот или иной сектор определены разработанными письменными методическими положениями.

Идея сменного актива позволяет естественно и просто решать проблему включения всех без исключения учащихся в активную воспитательную, учебную, общественно-массовую работу по улучшению окружающей жизни, по преобразованию её. Когда учащиеся находятся не в позиции потребителей, пассивных наблюдателей и исполнителей, а являются хозяевами коллектива, лично ответственными за всё происходящее в нём. Сменный актив — путь массовой подготовки и воспитания организаторов с активной жизненной позицией.

Сменный актив — это форма подготовки всех к жизни в самоуправляющемся коллективе, к свободе творческой деятельности. Смена деятельности здесь выступает условием всестороннего развития личности.

Идея шефства предстаёт в ансамбле как высшее проявление коллективности: дружбы старших и младших, мальчиков и девочек, теплота, сердечность в общении, высокая требовательность друг к другу. Отличительная черта шефства в том, что оно осуществляется на основе принципов семейных отношений, преемственности поколений и ответственности старших за младших.

Структура шефства: старший, средний, младший. Каждый старший воспитанник имеет четыре-пять подшефных. Шеф и подшефные девочки, шеф и подшефные мальчики — составляют семью. Вся жизнь в коллективе проводится такими микрообъединениями. Через шефство осуществляется взаимовоспитание старших и младших, передача опыта, формируется стиль, тон отношений в коллективе, изучаются ритуалы и традиции, внедряются законы, в деятельности уточняются права и обязанности, определяется содержание коллективных дел, пути и методы конкретной работы — заботы.

Шефство — это способ жизни ребят, который быстро усваивается и передаётся из поколения в поколение. Каждый старший готовит себе смену, оставляет вместо себя в коллективе обученного организатора. Каждый воспитанник за 3-4 года знает, что он будет со временем возглавлять Совет или художественный сектор, руководить клубом «Почемучек» или «Школой юного педагога» и т.д. Работая несколько лет рядом со старшим, оказывается подготовленным к управлению коллективом.

Идея клубной работы преследует цель полного охвата учащихся учебной, общественно-полезной, досуговой, воспитательной и творческой деятельностью. Принципы организации: всё сами, всё творчески; мероприятия с охватом ребят всех возрастов, педагогов и родителей. В Клубе «Золотой рожок» ребята познают удивительный мир музыки, знакомятся с различными музыкальными инструментами и мировыми шедеврами музыкального искусства.

Учащиеся, ответственные за Клуб Сказок, с помощью сказок народов мира знакомят малышей с правилами поведения, учат отличать добро от зла.

Клуб Почемучек помогает юным «ровесникам» найти ответы на интересующие их вопросы.

В Клубе Интересных встреч ребята приглашают выдающихся людей, проводят с ними беседы, дарят им свои концертные номера.

Идея сотрудничества заключается в том, что педагоги свои права и обязанности, ответственность за коллектив разделяли с воспитанниками. Педагог здесь выступает не как наставник, а старший по учёбе, труду, игре, творчеству. Он разрабатывает стратегию и тактику развития коллектива, учит старших воспитанников организаторской деятельности. А затем следит за работой коллектива и, своевременно посоветовавшись с детьми, вносит коррективы. Всё же деятельность по внедрению идей осуществляется детьми и через детей. Стержень воспитательной системы есть деятельность самих ребят.

Сотрудничество имеет большой педагогический смысл, выявляющий характер той помощи, которая нужна учащемуся при решении определённых жизненных и учебно-воспитательных задач. Так реализуется важнейшее положение психологии: человек преобразуется, формируется не в ходе получения готовых знаний, а только в ходе собственной деятельности по добыванию знаний, формированию умений и навыков, самовоспитанию и самоперевоспитанию.

Основной педагогический результат системы взаимовоспитания и обучения: сложился стабильный, работоспособный детский коллектив, воспитывающий организаторов, людей с активной жизненной позицией, гражданским самосознанием, способных к творческой самостоятельной деятельности, отработана методика интенсивного формирования и творческого развития коллектива.

«Ровесники» хорошо учатся в школе, помогают учителям в организации художественной самодеятельности, руководят танцевальными кружками, принимают активное участие в общественной жизни.

Ансамбль стал центром активной художественно-эстетической работы в Благовещенске и Амурской области. Свой опыт коллектив стремится сделать достоянием школы, детских самодеятельных коллективов, внешкольных детских учреждений. Сегодня идеи коллектива «Ровесники» применяются в НОУ СОШ «Наш дом» г. Благовещенска, в Поярковской школе Амурской области, в ансамбле песни и танца «Счастливое детство» г. Красноярска, «Багульник» г. Комсомольск-на-Амуре, в детском оперном театре «Гуси-лебеди» г. Щёлково Московской области, детских ансамблях Хабаровска, Владивостока, Магадана, Петропавловска, Амурска, Краснодара, Новороссийска.

© Хореографический ансамбль «Ровесники»

Все права защищены. Полное или частичное копирование (или использование)
материалов сайта без согласования — запрещено.

Контактная информация